Вопросы и ответы

Вопросы трудящихся и ответы на них всегда считались живым, оперативным, но и, пожалуй, одним из самых трудных способов общения с большими массами слушателей. Задача руководителя (оратора), отвечающего на вопросы аудитории после выступления, на вечере вопросов и ответов, достаточно сложна: его ответы воплощают в себе элементы, как диалогической речи с ее дефицитом времени и, конечно, быстрой реакцией, также и монологической.

В обстановке такой, как демократизация и гласность существенно изменился характер вопросов. Недоуменные задаются все реже. Обычно, уже имея собственное суждение по той или иной проблеме, хотят узнать мнение руководителя. Заметно расширился и диапазон понятия «острый вопрос». Причем это не только вопрос, который связан с недостатками в снабжении, логистике, торговле, строительстве, обслуживании, оказание услуг (например, украшение свадебного банкета или же проведение ремонтных работ). Сегодня самый типичный и острый вопрос — это вопрос-критика или вопрос-выступление, а также вопрос-предложение, связанный с недостатками в производстве, дисциплине труда, борьбой за социальную справедливость или взыскание долгов, против негативных явлений в жизни, всего, что мешает перестройке. В наше время, чем больше вопросов, тем лучше. Чем они злее и задиристей, тем более возможностей у самого руководителя на откровенный, нетрафаретный ответ, живую открытую дискуссию с аудиторией.

При этом обязательно исключается позиция «конфронтации» со своими слушателями, некой «обороны» от весьма острых вопросов, которые обычно с переходят в контратаку на всех присутствующих. Выступление - это не словесная баталия, а только лишь совместный поиск решения, причем с учетом поставленных конкретных вопросов — такой видится эта разновидность публичного диалога. Конечно, никто не требует от руководителя выступать в роли некого оракула, которому все обо всем известно. Очень важно проявить максимум внимания, уважения и терпимости к спрашивающему. Совершенно недопустимы при выступлении раздражения, пренебрежительный тон, и  даже если выступающего явно пытаются «завести». Грубость, высокомерие абсолютно противопоказаны: они всегда неизменно вызывают отрицательную и негативную реакцию присутствующих. Кем бы ни был по своему высокому положению выступающий, единственная возможная тональность ваших ответов на вопросы — это доброжелательный разговор на равных. В условиях демократизации и гласности вообще едва ли уместно: «давать отпор», и «ставить на место» и пр. Ведь еще В. И. Ленин советовал: «...Агитатору в наших народных собраниях полезно бы принимать во внимание кроме одной «политической» еще и «педагогическую» точку зрения, и ставить себя обязательно в положение своих слушателей, и, конечно, больше разъяснять, нежели чем «громить».





Главная | Готовые дипломные работы | Готовые курсовые работы | Технические дисциплины |
© DIPLOM-IQ.RU Все права защищены © 2007-2013

    Rambler's Top100     Союз образовательных
сайтов